Метки |
Валерий Чкалов и продолжатели авиаподвигов на реках (Миг-17,1 часть)15 декабря 1938 года, 75 лет назад, на Ходынском поле в Москве разбился легендарный летчик Валерий Чкалов. При заходе на посадку у истребителя И-180, который он испытывал, заглох мотор. Чкалов в последний момент отвернул от крыши жилого барака, и врезался в металлическую высоковольтную опору. В историю авиации Валерий Чкалов вошел еще и как летчик, первым совершивший ряд маневров, которые называли не иначе как летное хулиганство. По получившей широкое хождение легенде, Чкалов пролетел под Троицким (Равенства) мостом в Лениграде. Этим полетом легендарный летчик, как оказалось, открыл череду малоизвестных авиационных случаев, связанных с мостами. Слухи о полете под мостом довольно быстро разлетелись по стране, и вслед за Валерием Павловичем во время вооруженного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 году летчик Э. Лухт, трижды награжденный орденами Красного Знамени, личным боевым оружием, золотыми часами и прочими знаками отличия тех лет, пролетел под мостом через Амур в Хабаровске, следом за ним этот на первый взгляд бесполезный и опаснейший трюк, повторили летчик того же авиаотряда А.Святогоров, а также И.П.Мазурук и М.В.Водопьянов В годы войны аналогичный трюк выполнил летчик Рожнов. Уходя от преследования в небе, он пролетел под железнодорожным мостом, сохранив жизнь себе и экипажу. Полет капитана Валентина Привалова под Коммунальным (Октябрьским) мостом в Новосибирске на реактивном истребителе Миг-17. 4 июня 1965 года военный летчик, двадцатидевятилетний капитан Валентин Васильевич Привалов совершил единственный в мире пролет под мостом на реактивном самолете. Родился Валентин в Подмосковье, детство его выпало на военное время. Еще в школе занимался в аэроклубе, где за удачливость получил прозвище "Валет". После училища служил в морской авиации, в Калининграде и Заполярье, был награждён орденом Красной звезды. В начале июня 1965 года ствольная зенитная артиллерия двух мотострелковых дивизий Сибирского военного округа приступила к сдаче своеобразного боевого экзамена на полигоне возле города Юрги. Для того чтобы все было натурально, как в настоящем бою, из 712-го гвардейского авиаполка в Толмачево переправили звено из четырех МиГ-17. В числе пилотов был и капитан Привалов. Вот как описывает этот случай очевидец: "Внезапно из-под моста мелькнул серебристый силуэт самолета и сразу же под большим углом к горизонту взмыл в небо, оголив на секунду дно реки! На пляж пошла волна, смывшая в воду одежду и обувь беспечных купальщиков. Шедший впереди меня мужчина и я остановились и, как завороженные, смотрели на потрясающее действо, а ефрейтор обеими руками крепко прижимал фуражку к голове. Чуть позже мы ощутили запах керосина. На следующий день, 5 июня 1965 года, всех четверых прикомандированных летчиков, ждал "сюрприз". Согласно ряда приказов и наставлений, о чрезвычайном происшествии доложили по вертикали, и вскоре все, кому было положено по должности, узнали о невиданном со времен Валерия Чкалова случае. Доложили и министру обороны СССР, маршалу Советского Союза Р.Я. Малиновскому. Предчувствуя многочисленные громы и молнии с генштабовского Олимпа и близкую перспективу отдачи Привалова под трибунал, коммунисты полка спешным порядком исключили отчаянного летчика из рядов КПСС. А это в те годы означало конец авиационной биографии даже при самом благоприятном раскладе. Местные СМИ ничего не сообщили об инциденте, а любопытные граждане через 2-3 дня из передач заокеанского вражеского радио узнали некоторые подробности. А вот маоистский рупор из Пекина пролет под Коммунальным мостом объявил началом отработки советскими летчиками новой тактики уничтожения мостов и переправ. Не где-нибудь на полигоне, а в центре крупного города! Источник |