Метки

Валерий Чкалов и продолжатели авиаподвигов на реках (Миг-17,1 часть)

15 декабря 1938 года, 75 лет назад, на Ходынском поле в Москве разбился легендарный летчик Валерий Чкалов. При заходе на посадку у истребителя И-180, который он испытывал, заглох мотор. Чкалов в последний момент отвернул от крыши жилого барака, и врезался в металлическую высоковольтную опору. 

В историю авиации Валерий Чкалов вошел еще и как летчик, первым совершивший ряд маневров, которые называли не иначе как летное хулиганство. По получившей широкое хождение легенде, Чкалов пролетел под Троицким (Равенства) мостом в Лениграде. Этим полетом легендарный летчик, как оказалось, открыл череду малоизвестных авиационных случаев, связанных с мостами.  Слухи о полете под мостом довольно быстро разлетелись по стране, и вслед за Валерием Павловичем во время вооруженного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 году летчик Э. Лухт, трижды награжденный орденами Красного Знамени, личным боевым оружием, золотыми часами и прочими знаками отличия тех лет, пролетел под мостом через Амур в Хабаровске, следом за ним этот на первый взгляд бесполезный и опаснейший трюк, повторили летчик того же авиаотряда А.Святогоров, а также И.П.Мазурук и М.В.Водопьянов В годы войны аналогичный трюк выполнил летчик Рожнов. Уходя от преследования в небе, он пролетел под железнодорожным мостом, сохранив жизнь себе и экипажу.

Полет капитана Валентина Привалова под Коммунальным (Октябрьским) мостом в Новосибирске на реактивном истребителе Миг-17.


4 июня 1965 года военный летчик, двадцатидевятилетний капитан Валентин Васильевич Привалов совершил единственный в мире пролет под мостом на реактивном самолете. Родился Валентин в Подмосковье, детство его выпало на военное время. Еще в школе занимался в аэроклубе, где за удачливость получил прозвище "Валет". После училища служил в морской авиации, в Калининграде и Заполярье, был награждён орденом Красной звезды. В начале июня 1965 года ствольная зенитная артиллерия двух мотострелковых дивизий Сибирского военного округа приступила к сдаче своеобразного боевого экзамена на полигоне возле города Юрги. Для того чтобы все было натурально, как в настоящем бою, из 712-го гвардейского авиаполка в Толмачево переправили звено из четырех МиГ-17. В числе пилотов был и капитан Привалов. 
Зенитчики из 57-миллиметровых орудий обстреливали зеркальное отражение истребителей, а начальство делало выводы о степени подготовленности каждого из дивизионов. После такой имитации воздушного врага Привалов, следуя на аэродром в Толмачево, вышел из плотной облачности прямо на Коммунальный мост через Обь. Сбросив скорость до 700 км/час, МиГ-17 заскользил в метре над водой, а реактивная струя раздувала воду под самолетом. Привалов прошел впритирку к фермам моста и круто ушел вверх. (Для справки: размер арки моста – приблизительно 30 на 120 метров, размах крыльев МиГ-17 – 9,6 метра)

Вот как описывает этот случай очевидец: "Внезапно из-под моста мелькнул серебристый силуэт самолета и сразу же под большим углом к горизонту взмыл в небо, оголив на секунду дно реки! На пляж пошла волна, смывшая в воду одежду и обувь беспечных купальщиков. Шедший впереди меня мужчина и я остановились и, как завороженные, смотрели на потрясающее действо, а ефрейтор обеими руками крепко прижимал фуражку к голове. Чуть позже мы ощутили запах керосина.
К вечеру почти все Левобережье знало о происшедшем, хотя имел место эффект испорченного телефона. Вместо истребителя МиГ-17 уже фигурировал пассажирский Ту-104. Говорили, что под мостом пролетел самолет с завода им. Чкалова, якобы потерявший управление при испытаниях".

 На следующий день, 5 июня 1965 года, всех четверых прикомандированных летчиков, ждал "сюрприз". Согласно ряда приказов и наставлений, о чрезвычайном происшествии доложили по вертикали, и вскоре все, кому было положено по должности, узнали о невиданном со времен Валерия Чкалова случае. Доложили и министру обороны СССР, маршалу Советского Союза Р.Я. Малиновскому. 

Предчувствуя многочисленные громы и молнии с генштабовского Олимпа и близкую перспективу отдачи Привалова под трибунал, коммунисты полка спешным порядком исключили отчаянного летчика из рядов КПСС. А это в те годы означало конец авиационной биографии даже при самом благоприятном раскладе. Местные СМИ ничего не сообщили об инциденте, а любопытные граждане через 2-3 дня из передач заокеанского вражеского радио узнали некоторые подробности. А вот маоистский рупор из Пекина пролет под Коммунальным мостом объявил началом отработки советскими летчиками новой тактики уничтожения мостов и переправ. Не где-нибудь на полигоне, а в центре крупного города!
Конечно, главным событием стал полет, но МиГ-17 - не ракета, а значит, был и пилот. О нем тогда ходило немало слухов. Народная молва сообщала, что отчаянный пролет под мостом - результат спора. Говорили также, что летчик пошел на сверхриск из-за недоступной красавицы. Самого виновника тоже арестовали. На гауптвахте Привалов случайно узнал, что его держат за сумасшедшего. Офицер, инструктируя конвой, всерьез наказывал: «Смотреть за арестантом в оба! Особенно, когда будут проезжать мост. Тот самый. Не ровен час, выпрыгнет из машины на ходу и в реку...».
Сейчас трудно сказать, почему министр обороны принял в отношении Привалова неожиданное решение. Может быть, понял маршал, что подобные пилоты в случае войны будут очень полезны родной авиации, а может, произошло что-то еще, но капитана Привалова приказано было не наказывать, а отправить в отпуск, а если уже был, то предоставить десятисуточный отдых при части! После этого экс-коммуниста быстро вернули в ряды ленинской партии, вскоре изменился и калибр звезд на погонах отчаянного пилота. Привалов стал в последствии командиром эскадрильи и заместителем командира полка. В 42 года офицер вышел в отставку, в конце 80-х перенес операцию по вживлению кардиостимулятора. В настоящее время Валентин Васильевич Привалов проживает в Москве.

Источник