Мархуз: О чём пишут стриженые затылки




Метки

Как издать книги Мархуза или чем болеет книжная индустрия? (Часть 1)

Странная вещь!

В России порядка 80 млн. покупателей книг, несколько десятков тысяч писателей, магазины забиты тысячами названий. Почему же авторы не миллионеры? Стандартная жалоба – издаты, мол, держат авторов в «формате» и не хотят делиться своими сверхприбылями. В результате, бедные инженеры человеческих душ, томятся в длиннющих очередях на тиражирование, а потом получают копейки.

Козе понятно, что придя в литературу… Стоп, братцы, я всё-таки аналитик, поэтому решил назвать литературу «сферой деятельности», чтобы рассмотреть проблему с бизнес-позиций. Иначе, хрен чего добьёшься! Ныть о том, что читатель-издатель-правитель неправильный, бессмысленно, следует жить в тех условиях, которые имеются в наличии. Сегодня и сейчас!

1. Компьютер и интернет резко увеличили количество «людей пишущих» – это факт. Лишь только вернутся бумажные листки и гусиные перья, как мегамассы авторов резко сократятся. Ибо, благодаря изобилию желающих поделиться своим взглядом со всеми-всеми, те же издатели завалены водопадом рукописей… вру, файлов! Написал книгу – отправь во все издательства, интернет резиновый.

Тут-то и возникает первая накладка – каждому издату, каждый день приходит порядка ста НОВЫХ текстов. Какой редактор в состоянии вдумчиво прочитать такой поток инфы? НИКАКОЙ! В результате, книги оцениваются: по названиям, по аннотациям, по синопсисам (практически никто их толком не умеет писать!), по известности кандидата на тиражирование, по кофейной гуще, по утреннему совету левой ноги– Та же самая лотерея, только чуток упорядоченная.

– Егоров? Какой Егоров? Да вас, Егоровых, полным полно, причём обеих полов в одной лишь ФиФ!

– У меня фэнтези…

– У всех фэнтези!

– Мои попали в параллельный мир…

– Гы-гы-гы, ну надо же какой оригинальный!

Всё, трындец, все Егоровы, у всех фэнтези, все пишут о параллельных мирах. И как искать редакторам пресловутую изюминку в бочке с изюмом. Проще иголку найти в стогу сена – она хотя бы фактурой отличается от окружающей массы. Да и зачем искать, выбирать, когда ткни пальцем в любой файл и получишь практически одно и то же?

Вот и получилось, что мы сами, становясь авторами, плодим те самые густонаселённые очереди, в которых и давимся годами. И ещё удивляемся и возмущаемся, почему издатель не обращает внимания на наши нетленки. Му, мол, д'Артаньяны, а вы все – гвардейцы кардинала. Поэтому тиражируйте нас за свой счёт, продавайте наши произведения повсюду, покупайте на последние гроши (вместо еды и коммунальных услуг), а мы, так и быть, ещё вам своего – поднавалим.

2. Издательств тоже, как собак нерезанных. И всё время кто-то в трубу уползает, а кто-то новый создаётся. Сколько же зилиардов миллионов трилиардов они на нас рубят, окаянные рабовладельцы? Ведь нам платят по 6 рублей с экземпляра, а сами давятся гигаценами. В магазинчике-то книжки по 350 рублей, а то и по пятьсот. Ни фига себе навар с разницы в 494 рубля с каждого томика!

Вот тут, оказывается, собачная собака зарыта – среднестатический издатель имеет лишь 90 рублей, гад такой. Остальное гребут оптовики с кем-то ещё. Мало того, сверхбуржуйский буржуй оказывается типографии платит, за это самое тиражирование! Наглая рожа издата имеет в карман лишь дырку от ножниц между расходами и доходами, какие-то дранные 30 рублей. Эдакий некапиталистический капитализм получается!

Я, например, с таким низким уровнем оборачиваемости капитала, да с высоким риском попасть на СВОИ бабки – просто сто тысяч раз подумаю. А то автора напечатаю, денег вложу, а из 5,000 пилотного тиража будет распродано лишь 1782 экземпляра– Тем более, что нужно штат сотрудников содержать, которые ежемесячно гундят: «Папа, ням-ням!» И типография вопит, чтобы заказы безостановочно шли, иначе на сторону свалит. А как безостановочно заказывать, коли масс-автор, в основном, малочитаемое фуфло гонит, искренне считая, что творит что-то сверхъестественное, но неформатное. И приходится издателю тоже вал из пилотных минитиражей заказывать, чтобы не остаться без субподрядчиков. 5,000–4,500–3,800–4,700–5,100… – этим и ограничиваются в основном, так как на такие книги никто доп.тиражей не заказывает. Оптовик, почему-то, деньги считает в складских расходах, транспортных и прочей фигне, гнобящей высокий полёт духовной мысли!

Можно, конечно, везде и всюду рекламу развесить, но гады из подземки оплату за неё требуют. Никак не нажрутся нашей кровушки!

Тут-то и вылезает пресловутая правда-матка – издатель, наварив тридцать рублей с экземпляра, просто не в состоянии заплатить шестьдесят, чтобы было достойно. Ограничивается вилкой 6-15 рублей в зависимости от сбыта и личной щедрости. Получается, что издаты – поголовные идиоты, если не хотят печатать авторов гигантскими тиражами. Любой писатель с этим согласится! Только одна нескладёха – среди огромнейшего предложения новых рукописей, чересчур мало текстов, способных стать бестселлерами и блокбастерами. Авторы, несмотря на великие личные амбиции, упорно пишут ДЛЯ СЕБЯ (в большинстве случаев), а не ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ. И считают дурным тоном прогибаться под тех, кто мог бы покупать их книги.

Даже хорошую оправдалку придумали – читатель, мол, ныне неправильный. Упал, зараза, до быдла и гопоты. Сразу два вывода делаю:

А. А разве быдло и гопота, до сих пор, читает бумажные книги?

Б. Зачем претендовать на массовое тиражирование, раз высокоэстетичных читателей не осталось?

Тем более, что сами читатели почему-то говорят о том, что именно писатели упали до уровня быдла и гопоты и читать просто-напросто нечего! И кто, спрашивается, больше врёт в противостоянии Читатель-Писатель?

3. Ладно, пойдём навтыкаем ещё одному члену цепочки – оптовику-мироеду.

Уж он-то, заплатив 90 рублей, наварил целых 210-250 тугриков и лопнул от обжорства! Недавно, вёл переговоры с одним оптовиком и выяснил, что никуда он не лопнул. Так как с отпускной цены в 350 рублей имеет лишь… 200. Ну, как же так, кого теперь крайним делать в писательском нищенстве? Тем более, что с наворота в 110 рубликов, приходится платить за содержание магазина, зарплаты, и прочие издержки. Даже, чтобы хранить в грязном, сыром, вонючем подвале книги-откровения, приходится этот подвал освобождать от мокриц и создавать в нём микроклимат. Иначе на прилавок нечего будет выставлять по мере сбыта! А когда имеется сеть магазинов – почему-то проявляется сеть издержек.

И куда ему деваться, когда получив под честное слово издателя «это же книга самого Егорова!», пять тысяч экземпляров, приходится возвращать обратно, оставшиеся нераспроданными (5,000 – 1782 = 3,218) обломки мечты. И никакой издатель не будет компенсировать расходы по складскому хранению.

И где в жизни справедливость? Я, искренне верил, что уж в Штатах всё пучком. Одна нескладёха – перетёр по точно такой же цепочке с представителями (для расширения кругозора) и оказалось, что картина писана маслом тем же художником, включая мокриц в подвале! То есть легенды выглядя красиво, а реалии во всём мире одинаковы. И оптовики вынуждены гнать точно такой же вал, чтобы иметь хоть какую-то прибыль в кармане. А не подвижничать, голодая и сидя в долгах, ради поддержки изобилия авторов, которых не хотят читать.

4. Так какая же скотина, в итоге, имеет полноприводный самый-пресамый каймак с книгоиндустрии?

Есть крайний, но он, а точнее оно, тратит сей калым на содержание армии, полиции и ремонта дорог. Включая поддержание прочей инфраструктуры, позволяющей жить более-менее мирно. Остатки книжной цены уходят на налоги.

Грустно, братцы, но массовый автор сам себя гнобит и никто ему помочь не в состоянии. Сейчас происходит процесс разбиения на три категории писателей:

а) Те, кто пишет для читателя и имеет коммерческую ценность. Причём не для тех читателей-книгоголиков, которые в инете и так найдут себе читанину, а для тех, кто ориентируется на остатки книго-бумажной публики.

б) Те, кто ищет самовыражения и согласен обойтись бесплатными порталами для истинных эстетов от литературы.

в) Те, кто желая поскорее дойти до масс народных и не стоять в бесчисленных многомесячных очередях, решил издаваться электронными версиями, через ту же «Аэлиту», например.

И чем быстрее мы разбредёмся – тем проще будет выйти из кризиса книжному бизнесу. Любые попытки рассовывания яиц одновременно по разным корзинам – вызовут гигантизацию этих корзин и минимизацию успеха в поиске. Проблема выбора для потребителя уже сейчас стоит в полный рост. А покупатель этого очень не любит, ибо цены на книги вовсю кусаются. Поэтому дурацкий е-ридер и побеждает в конкуренции.

(Четвёртый путь будет описан во второй части этой же статьи)